История и особенности производства фарфора

Фарфор принадлежит к числу древних материалов. Однако он не утратил своей востребованности и в современной промышленности. У многих он ассоциируется, прежде всего, с изящной и дорогостоящей посудой, но на самом деле фарфор используется во многих отраслях производства. Его используют при изготовлении декора, скульптурных композиций, сувениров и даже стоматологических принадлежностей.

Что собой представляет материал

Фарфор – это подвид керамического материала, который получают путём смешивания:

  • каолина;
  • кварца;
  • полевого шпата;
  • пережжённой кости;
  • особых сортов глины (в разных пропорциях).

Полученную белую и пластичную смесь обжигают при температуре +1 400°С. Довольно часто одного обжига бывает недостаточно, так что мастера подвергают фарфор ещё одной обработке.

Готовый материал становится непроницаемым для воды и воздуха, однако тонкий фарфоровый слой способен пропускать свет. Если легонько ударить деревянной палочкой по изделию из такой керамики, то можно услышать высокий и чистый звук, который чем-то похож на звук от удара по хрустальному бокалу.

История фарфора

История появления

Большинство исторических источников указывают на то, что родиной фарфора является Китай. Там мастера научились получать такое сырьё приблизительно в VI-VIII веке н.э. Они быстро поняли, насколько уникален этот материал, и решили держать в строжайшем секрете формулу его получения.

В Китае же зародились и первые уникальные техники украшения фарфоровых изделий. Например, знаменитый «рисовый фарфор» появился именно в этой стране (техника изготовления посуды с полупрозрачными миниатюрными отверстиями, которые похожи на зёрнышки риса).

В Среднюю Азию изделия из фарфора проникли ориентировочно в IX веке, а уже через 7 веков технология и формулы этого уникального материала попали к японским мастерам. В Европу фарфор попал позже всех (в XIV он был завезён из Китая Марко Поло), но известно, что, например, в России первые фабрики, производившие изделия из такой керамики появились только в XVIII веке.

Русский фарфор, к слову, заслуживает отдельного упоминания в рамках этого рассказа. Изначально он больше походил на фаянс по своим техническим характеристикам. Во времена развития фарфоровой промышленности в Царской России существовало два направления производства: частные мануфактуры, а также выпуск фарфоровых изделий под началом царской семьи (это не первая подобная практика, такое существовало, например, и у Медичи).

Одной из самых известных мануфактур, принадлежавших императорской семье, был Императорский фарфоровый завод, который вполне успешно функционирует и сейчас. На нём производились небольшие предметы, например, чайные сервизы, табакерки, пуговицы для императрицы. Естественно, с приходом советской власти все частные производства были национализированы, а технологии изготовления уникальных изделий утеряны.

Ближе к 30-м годам ХХ века благодаря усилиям мастеров удалось восстановить лишь азы фарфорового производства. В эти же годы начала совершенствоваться художественная сторона процесса, которая касалась росписи и украшения изделий из этого вида керамики.

Что касается европейской истории фарфора, то тут стоит упомянуть первых мастеров, пытавшихся создать свою версию этого материала, из Италии. Примерно в одно время с ними над этим видом керамики начали работать англичане, французы и немцы. Однако никому из них не удалось получить фарфор столь высокого качества, каким могли похвастать китайские мастера.

Время шло, фарфор, производимый в Европе, всё ещё походил на стекло. Но вот молодой алхимик Беттгер и физик Вальтер фон Чирнхаус, работавшие в Германии, нашли крупные залежи белой глины, которая значительно отличалась от других видов ископаемых своей повышенной пластичностью. Это и был тот самый каолин, который позволил немцам открыть в 1710 году первый цех, производивший фарфоровое сырьё. Долгая и упорная работа над технической стороной вопроса окупится для них в будущем мировым признанием мейсенского фарфора.

Азиатский фарфор

Разновидности фарфора

После того как фарфор попал благодаря Марко Поло в Европу, много раз предпринимались попытки воспроизвести загадочный китайский керамический материал самостоятельно. В результате многочисленных экспериментов родилось две разновидности, которые мастерам Китая были неизвестны, но в современной классификации они ставятся в одну линию вместе с твёрдым (настоящим фарфором): мягкий фарфор и костяной фарфор.

Виды фарфора:

  1. Твёрдый. Или, иначе говоря, настоящий. Именно он был завезён из Китая в Европу, и он же отличается наиболее высокой температурой обжига – 1350-1400°С. Вы легко отличите этот вид керамики от других: белоснежный черепок, который иногда отливает голубым, способность пропускать свет. Ближайшим аналогом китайского фарфора является знаменитый мейсенский фарфор, который изначально отличался от оригинала добавлением алебастра в состав, но позже был возвращён к «истокам», т.е. к смешению традиционного каолина, полевого шпата и кварца.
  2. Мягкий. Первый из «неканоничных» подвидов, который был получен во Франции. В попытках получить «белое золото Поднебесной» французские мастера перепробовали множество комбинаций различных материалов. В результате одного из таких экспериментов была получена «мягкая паста» из белой глины нескольких сортов и фритты. Обжиг такого материала осуществлялся при 1250 градусах. По прочности он, конечно, уступал традиционному китайскому фарфору, но зато он превосходил этот материал по пластичности. Отличал его от других видов фарфора и нежный сливочный оттенок, который придавал изделиям утончённость.
  3. Костяной. Английское изобретение. Мастера из Англии, желавшие разгадать секрет китайского фарфора, начали добавлять к мягкой пасте золу из жжёных костей крупного рогатого скота. Этот компонент делал готовые изделия более прочными даже при относительно невысокой температуре обжига (всего 1250°С). Первым пустил на поток данную технологию владелец фарфоровой фабрики Макс Фрай, а доработал формулу и описал её в 1796 году английский керамист Джосайя Споуд.

Для чего используется фарфор

Естественно, основной сферой применения фарфора в наши дни остаётся изготовление посуды и декора. Несмотря на столь высокую стоимость, материал ценят за многочисленные достоинства.

Но не только посуду производят из данного вида керамики. Его часто используют для изготовления:

  • ваз;
  • подсвечников;
  • декоративных статуэток;
  • скульптурных композиций;
  • часов;
  • настольных ламп;
  • живописных произведений;
  • пасхальных яиц и другой сувенирной продукции;
  • шкатулок;
  • канцелярских принадлежностей;
  • бижутерии;
  • зубных коронок;
  • сантехники.
Фарфоровые чашки

Известные фарфоровые фабрики в России

На территории России сохранилось множество функционирующих фарфоровых фабрик. Вот наиболее популярные из них:

  • Императорский фарфоровый завод (один из старейших в Европе, первое крупнейшее предприятие в России, занимавшееся выпуском изделий из фарфора, Санкт-Петербург);
  • Дулёвский фарфоровый завод (Московская область);
  • Фарфор Вербилок (первая частная российская фарфоровая фабрика, член Гильдии поставщиков Кремля, Московская область);
  • Кубаньфарфор — фарфоро-фаянсовый завод (Краснодарский край);
  • Хайтинский фарфоровый завод (Иркутская область).
Shopping Cart
Пролистать наверх
1Монтажная область 2

Просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.

Свяжитесь с нами

Чтобы получить pdf-каталог для бизнесс-клиентов, пробники продукции или записаться на встречу с менеджером.

Отправляя форму вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности.

Запись на мастер-класс La Palme

При выборе даты и времени посещения мастер-класса, пожалуйста, учитывайте расписание.

Время проведения мастер-классов

Мастер-класс: вторник и суббота с 11-00 до 20-00 

Коворкинг: понедельник-суббота с 11-00 до 20-00 

Тематический день рождения или праздник: время по согласованию

Отправляя форму вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности.