Реставрация керамических изделий: особенности, виды, последовательность действий

Керамика и все её разновидности особенно подвержены появлению различных дефектов. Возникнуть они могут по разным причинам, например, при неправильном хранении изделий, при механическом или химическом воздействии, при неправильном использовании и т.д. В случае необходимости следует провести реставрацию керамических изделий. Лучше всего доверить это специалистам-реставраторам, которые имеют в своём распоряжении специальные растворы и инструменты, позволяющие восстановить внешний вид изделия из керамики.

Виды дефектов и их диагностика

Прежде всего, реставраторы проводят визуальный осмотр повреждённых изделий. Детально описывается их сохранность, все (даже самые мелкие) дефекты отмечаются. При установлении степени механического повреждения проводится подсчёт количества дефектов, уточняется их характер, локализация и размер.

Скрытые повреждения устанавливают при помощи «простукивания»: если звук чистый, то трещины отсутствуют, а если дребезжащий, то, вероятнее всего, у изделия имеются скрытые повреждения. Способ с простукиванием актуален, скорее, для фарфоровых изделий, отличающихся мелодичным и чистым звоном.

Реставрация керамической посуды

Все дефекты внешнего вида можно разделить на три больших группы:

  • дефекты черепка;
  • дефекты глазури;
  • дефекты декорирования.

Дефекты черепка и глазури

  • деформация (предполагает искажение первоначальной формы и/или размера изделия);
  • цек (множество мелких трещин на слое глазури);
  • смещение деталей осевого типа;
  • подрыв приставных деталей;
  • трещины (они могут быть как заглазурованные, так и незаглазурованные);
  • подтёки глазурного слоя;
  • наколы (они же небольшие и обычно точечные углубления, формирующиеся на поверхности глазури);
  • проплешины (зоны на поверхности изделия, которые не покрыты глазурью);
  • засорки (инородные элементы, обычно подглазурные или надглазурные, царапают поверхность изделия и не удаляются стандартными методами очистки);
  • выплавки (их ещё называют «мушки» – это тёмно-серые или коричневые точки и пятна, которые образуются на поверхности изделия из-за примесей соединений железа);
  • задувки (зоны серо-коричневого оттенка, обычно появляются из-за прямого воздействия пламени и/или золы);
  • пузыри (проявляются из-за запоздалого выделения газов);
  • щербины;
  • скоры;
  • выбоины.

Дефекты декорирования

  • сборка деколи;
  • разрыв окрашивающих материалов;
  • пережог или недожог красок и деколи;
  • отслоение красочного слоя;
  • царапины на поверхности рисунка или заливки;
  • мелкие помарки;
  • вскипание красящих материалов.

Все эти дефекты могут проявляться как вследствие неправильного хранения керамических изделий, так и вследствие их неправильного изготовления и обжига (дефекты проявляются уже позже из-за нарушений технологии). Если изделие подвергалось реставрации ранее, то специалист также обратит на это внимание и оценит состояние следов прежнего вмешательства (в случае необходимости внесутся поправки, подкорректируются швы, их оттенок, тонировка, прочность и т.д.).

Реставрация керамической посуды

Особенности музейной и коммерческой реставрации

Для начала отметим, что реставрационный процесс тоже бывает разным. Принято выделять два его направления: музейная реставрация и коммерческая реставрация. Методики, инструменты и задачи у этих двух направлений, соответственно, тоже будут различаться. Если речь идёт о восстановлении экспонатов музейного фонда, то тут мастер, в первую очередь, заботится о соответствии изделия подлинному виду. Все составы, использующиеся для реставрации, должны быть щадящими, чтобы не повредить хрупкую ценность.

Особенности музейной реставрации керамики:

  1. Сначала с изделия удаляются все загрязнения при помощи специальных очищающих составов.
  2. Мастера используют особые клеевые составы, которые в дальнейшем размягчаются при помощи нагревания или при помощи растворителей, что позволяет расширить швы и точечно с ними поработать.
  3. Если изделие имеет поздние добавления, то реставратор визуально их осматривает: они отличаются от оригинала по цвету и текстуре. Здесь действует правило «6 футов – 6 дюймов»: на расстоянии 2 метра и более различия видны не будут, но только предмет приблизится до 15 см – все места присоединения чужеродных элементов будут видны.
Реставрация керамической посуды

Коммерческая реставрация, как нетрудно догадаться, имеет совершенно противоположные цели. Она должна быть незаметной для глаза обывателя. Заказчик не должен увидеть следы проведённых восстановительных работ. Однако у этого есть и обратная сторона. Если предмет был настолько качественно отреставрирован, что следы восстановления незаметны для глаза, на аукционах (прежде всего, онлайновых) такие изделия получат оценку «в отличном коллекционном состоянии», после чего будет предложена цена полного сохрана. Это бескрайнее поле возможностей для мошенников и аферистов. Поэтому если вы увлекаетесь старинной коллекционной керамикой, то вы должны понимать, что, например, фарфор XVIII – XIX века, который не получал вообще никаких повреждений за своё долгое существование, вряд ли встретится в столь широком ассортименте и уж точно не на торговых площадках «средней руки».

Алгоритм проведения работ

Музейная реставрация представляет собой сложный и многоступенчатый процесс восстановления экспонатов, который включает в себя использование специализированных материалов и инструментов. Она предполагает подчёркнутое акцентирование того факта, что перед вами именно экспонат, старинный, имеющий, возможно, позднее совершенствование и добавление сторонних элементов.

Для массового же пользователя в большей степени будет интереснее процесс коммерческой реставрации, который предполагает возвращение изделию «идеального» внешнего вида (т.е. следы ремонта будут незаметны для глаза).

Реставрация керамической посуды

Вот основные этапы реставрационного процесса:

  1. Сначала все элементы изделия очищаются и зачищаются. При помощи специальных растворителей поверхность обезжиривается, сколы локально обрабатываются абразивными инструментами.
  2. Если имеет место раскол, то проводится склейка элементов. Обычно применяется особый клей и в некоторых случаях дополнительно штифт. В зазоры закладывается предварительно приготовленный раствор.
  3. После того как все нужные элементы будут склеены, изделие оставляют для высыхания, а затем полируют и шлифуют места повреждений.
  4. Далее места обработки полировочными материалами грунтуются и поверх наносится рисунок. Естественно, рисунок повторяет тот, который представлен в месте повреждения.
  5. В конце работы мастера лакируют поверхность изделия, чтобы оно выглядело «как новенькое».
Корзина
Прокрутить вверх

Хорошие новости!

Скидка 500 рублей

за подписку на рассылку

Отправляя форму вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности

Получите БЕСПЛАТНО образцы посуды для проработки

Отправляя форму вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности.
Логотип La Palme

Просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.

Свяжитесь с нами

Заполните форму, если хотите получить pdf-каталог для бизнесс-клиентов, заказать пробники продукции или записаться на встречу с менеджером.

После отправки формы вы будете перенаправлены на страницу, где сможете скачать pdf-каталог.

Отправляя форму вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности.

Запись на мастер-класс
La Palme

Оставьте свои контакты и мы свяжемся с вами, чтобы согласовать время посещения мастер-класса.