Полуфарфор: особенности, отличия от фарфора, производители

Полуфарфор – это особый тип материала, полуспёкшийся черепок которого может быть белым и окрашенным. Изделия из полуфарфора принято покрывать глазурью для улучшения декоративных качеств продукции. Основу состава представляет глина и примеси (примерно 45-55%), в качестве дополнительных компонентов выделяют кварц (около 24-29%) и полевой шпат (примерно 10% от состава). Полуфарфор используют в производстве декоративных изделий, посуды и сантехники. И хотя он не так популярен, как другие виды керамики, он всё же заслуживает особого внимания.

Как попал в обиход

Ещё в начале XIX века ремесленники и мастера гончарного дела Стаффордшира начали ставить эксперименты над таким дорогостоящим, но эстетически привлекательным фарфором. Они хотели найти что-то более дешёвое и доступное, что обладало бы схожими декоративными качествами, но позволило бы изготавливать посуду для массового потребителя.

И вот многочисленные пробы и ошибки увенчались успехом. В 1813 году Чарльз Мейсон оформил патент на изобретённый им метод изготовления так называемого полуфарфора. Некоторые ещё называли этот тип материала мягким фарфором и твёрдым фаянсом. Однако наиболее прижившимся альтернативным наименованием является «айронстоун».

История Полуфарфора

По мере того как технология Мейсона развивалась, полуфарфор приближался по своему качеству к настоящему фарфору, оставаясь при этом доступным в ценовом плане для широкой аудитории потребителей.

Именно в период активного производства полуфарфора, средний класс Англии начал придавать особое внимание домашним приёмам. Сформировался целый регламент, который контролировал приём гостей в доме. Например, заветному десерту могло предшествовать более 10 различных блюд, попеременно сменяющих друг друга в строгом порядке. А поскольку достаток среднего класса, конечно, не мог сравниться с материальным положением высших слоёв общества, новая посуда, так точно имитировавшая фарфор, стала настоящей находкой для англичан.

В 1825 году производство изделий из полуфарфора вышло на новый уровень. Теперь в продажу поступали сервизы, которые оформлялись расплывающимся кобальтовым орнаментом. Это сделало материал ещё более популярным. Практически все викторианские домохозяйки имели у себя в доме такой сервиз. К слову, наборы посуды с такой росписью высоко ценятся и коллекционерами в наше время. Растекающийся, расплывчатый орнамент помогал скрыть те недостатки полуфарфора, которые отличали его от более дорогого собрата (нестыковку швов, пузырьки, неровности и т.д.).

Постепенно технология распространилась и в других странах. В последней трети XIX века полуфарфор уже производили в Америке и в большинстве стран Европы. В 1986 году даже сформировался клуб коллекционеров такой посуды, который, как это ни странно, существует до сих пор.

Технологии изготовления и особенности материала

Конечно же, полуфарфор никогда не сможет достичь того же уровня качества, каким обладает фарфор. Неопытный глаз вряд ли при первом взгляде отличит эти материалы, но вот при более детальном рассмотрении можно увидеть следующие особенности:

  1. Полуфарфор значительно уступает по прочности на изгиб фарфору (практически в пять раз).
  2. Полуфарфор пористый, а потому водопоглощение составляет у него 3-8%.
  3. В отличие от фарфора, полуфарфор имеет открытые поры.
  4. Даже самый тонкий черепок из этого материала не пропускает свет.
  5. Полуфарфор относится к разряду химически и термически устойчивых материалов. Черепок толщиной в 4 мм вполне спокойно перенесёт нагрев до 280 градусов, а затем резкое охлаждение. Так что для изготовления посуды, которая в будущем будет использоваться для духовки, полуфарфор подходит как ничто другое.
  6. Полуфарфор обладает повышенной пластичностью и отличными формующими свойствами.

Подобно майолике полуфарфор причисляют к тонкокаменной керамике. Материал по многим свойствам близок к фарфору (отсюда, собственно, и название), однако всё же различия между ними настолько существенны, что они никогда не смогут в полной мере заменить друг друга. Полуфарфор при производстве обжигают при температуре, равной 1200 градусам.

Полуфарфор

Страны-производители

Основной страной-производителем полуфарфора была и остаётся Великобритания. Именно там был запатентован материал и оттуда же он распространился по другим странам. Однако нужно отметить, что и японские ремесленники были близки к открытию полуфарфора. Причём они начали экспериментировать задолго до англичан.

Сами японцы долгое время считали разработанный ими материал фаянсом, хотя, по сути своей, он представлял собой как полуфарфор. После обжига такая посуда покрывалась сеткой мелких трещинок и пор (тогда она не нашла отклика среди населения). И лишь столетие спустя уже после патента Мейсона, у производителей Японии появилась возможность усовершенствовать собственную технологию.

Сейчас производство полуфарфора Nikko пользуется большим спросом в Азии (и не только). Заводы открыты не только в Японии, но и Таиланде и Малайзии.

Помимо перечисленных стран, производство полуфарфора налажено во Франции и других странах Европы (хоть там оно и не так активно, как в той же Англии).

Полуфарфор в России

Русские производители с полуфарфором так толком и не подружились. Активным производством этого материала и изделий из него в России практически не занимаются. Гораздо ближе отечественным предпринимателям оказался фарфор и фаянс. Хотя в некоторых случаях на фарфоровых заводах выпускают посуду с примесями полуфарфора.

Посуда

Особенности посуды из полуфарфора:

  1. Английские сервизы. Содержит в своём составе жжёные кости животных, фосфорнокислые соли и другие примеси. Внешне материал чем-то похож на алебастр. Часто из него изготавливают предметы, которые украшены драгоценными камнями и расписаны позолотой.
  2. Европейские сервизы. Современный полуфарфор, выпускаемый европейскими производителями, не содержит в составе каолина, а потому он ближе по своему строению к стеклу, нежели к фарфору. Вместо каолина, часто используют каменные глины. Поскольку температура при обжиге не так уж и высока, ремесленники имеют возможность использования большего количества красок, чем, например, при росписи фарфора. Так что и посуда имеет особый блеск и прозрачность при сплавлении глазури и красящих компонентов.
  3. Французские сервизы. Изготавливается из стекловидного материала, которые имеет мелкозернистую фактуру. Внешне такая керамика чем-то похожа на китайские разновидности фарфора. Идеальная основа для нанесения росписи.

Заключение

Полуфарфор по своим свойствам и качеству занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом. Этот материал идеально подходит для изготовления изделий, нуждающихся в декоративной росписи.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *